Кейс: бинарные типологии

Опорный текст:

1. Типология по функциональности кризисов: рациональные и деструктивные.

Деструктивные кризисы развиваются в направлении применения насилия, разрыва социальных связей, разрушения производительных сил общества. Такого рода разрешение накапливающихся в этнической сфере проблем ведет к усилению противостояния, накоплению актуальных и исторических «обид», и, как правило, образуют «исторический тупик» в разрешении этнополитических и этноконфессиональных конфликтов и кризисов. Кризисы рациональные способствуют выявлению и обсуждению сложившихся противоречий и накопившихся проблем; позволяют добиться компромиссов и снизить опасность применения насилия, разработать систему мер снижающих уровень этнического и/или конфессионального противостояния.

2. Типология по уровню выраженности: латентные и актуализированные.

Латентные кризисы представляют собой ситуацию «скрытого недовольства», формирующегося в результате накапливающегося недовольства и находящего выражение в сплочении этнических и конфессиональных групп именно и их противостоянию в социально-знаковой сфере. Ярким примером латентного кризиса является усиление роли религиозных общин в повседневной жизни многонационального общества, а также появление слабоструктурированных групп на основе идеологии этнического изоляционизма. Актуализированный кризис представляет собой стадию в развитии этнического противостояния, на которой накопившееся недовольство проявляется в конкретных действиях, одиночных и групповых, насильственных и ненасильственных, стихийных и направляемых.

3. Типология по степени контролируемости: «горячие» и «замороженные».

Под контролем здесь понимается не возможность направлять действия людей участвующих в этническом конфликте, а способность государственных структур воздействовать на стороны этнического противостояния, с целью сохранения общественного порядка и в интересах гармонизации социальных отношений. «Горячий» кризис развивается вне сферы контроля государства, он проявляется в нарастании взаимных обвинений в медиапространстве; формировании организованных групп этнического противостояния; действиях, нарушающих общественный порядок или являющихся угрозой для жизни и безопасности людей. Кризис, в его открытой стадии, приводит к массовым столкновениям. В этом случае рационализировать конфликт крайне сложно. Наиболее простым и действенным решением становится «заморозка» конфликта. В этом случае на территории конфликта ликвидируется местное самоуправление (или резко ограничиваются его возможности); вводятся временные ограничения на некоторые права (например: «комендантский час» или запрет для несовершеннолетних появляться в общественных местах); может быть установлена «линия разграничения» противоборствующих сторон. Контроль над общественным порядком, в этом случае может быть передан к военизированным структурам (армия, «национальная гвардия») или же международным организациям.

4. Типология по способу разрешения: насильственные и ненасильственные.

Данная типология не требует разъяснения терминов. Но здесь важно отметить, что эти оба состояния очень неустойчивы на той стадии, когда кризис находится в его «открытой стадии».  Отдельные эксцессы (действия, не перерастающие в массовое насилие) возможны в ходе ненасильственного кризиса. Если удается купировать эти эксцессы и не допустить их расширения, то ненасильственный кризис можно рационализировать и перевести в стадию урегулирования. С другой стороны, даже многочисленные случаи насилия не лишают государства возможности, в ходе решительных действий, остановить перерастание отдельных эксцессов в этническое противостояние масс людей.

5. Типология по целеполаганию: статусные и территориальные.

Территориальные конфликты в этической сфере представляют собой противостояние в борьбе за обладание территорией, которая, как правило, характеризуется как «историческая родина» или «традиционное место проживания и хозяйствования»; «знаковое место» народной культуры и верований. Для конфликтов такого рода типична апелляция к исторической памяти (памяти поколений); обычаям и традициям той или иной этнической группы, связанны именно с данной территорией; религиозным обрядам, сформировавшимся на данной территории или в связи с важными для народной памяти событиями, когда-либо происходившими в этом месте. Конфликты статусные связаны не территорией, а с набором прав, которым обладает данная этническая группа в данный момент и стремлением к «повышению статуса», то есть с расширением прав и свобод. Причем повышение статуса возможно как горизонтальное, так и вертикальное. Горизонтальное повышение статуса предполагает борьбу за расширение возможностей местного и/или регионального управления, сформированного по этническому принципу (борьбу за автономию). Вертикальное повышение статуса имеет целью либо получение особых прав представительства и/или участи в управления на национальном (федеральном) уровне, либо выделение этноса из существующего государства и получение полного суверенитета, с образованием нового государства на основе этнической идентичности.

 

Ситуация и задание:

Кейс.

26 сентября 2018 г. в столице Ингушетии было подписано соглашение об обмене между республиками Чечня и Ингушетиями. «Между республиками проведен равноценный обмен нежилыми территориями Надтеречного района Чечни и Малгобекского района Ингушетии. Ингушетия получит район с горной и лесистой местностью и взамен передаст Чечне «равносильную» территорию (агентство ТАСС – РБК)».

События в Ингушетии, связанные с этим соглашением:

  • Глава Сунженского района подал в отставку («Кавказский узел»).
  • Поставлена по сомнение легитимность соглашения, в связи с обвинениями в подтасовке голосования в парламенте («Медуза».
  • Конституционный суд Ингушетии потребовал, чтобы соглашение об установлении границы Ингушетии и Чечни рассматривали на общереспубликанском референдуме (Интерфакс).
  • ряд митингов состоялся в населенных Сунженском районе 25-26 сентября.
  • Перед зданием парламента Ингушетии собрался многотысячный митинг противников соглашения (до 10 тыс. человек- «NEWSru.com). В общей молитве участвовали полицейские. Организаторы митинга объявили его бессрочным.

Вопросы:

  1. Могут ли данные события быть охарактеризованы как этнополитический конфликт? По наличию (или отсутствию) каких признаков вы даете ответ?
  2. Если – да, то, к каким вариантам бинарных типологий эти события могут быть отнесены?