Тема 1. Становление форм и методов управления в ранних человеческих сообществах.
Семинар 1. Формы и методы управления в догосударственном обществе.
1. Методы управления в сообществах европейской потестарности.
2. Методы управления кочевых сообществ Востока.
Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.
Семинар 2. Разработка теоретических подходов к управлению деспотических государствах.
Вариант 1.
1. Методология управления речных сообществ Восточного Средиземноморья.
2. Формирование управленческих методик в Древней Индии.
3. Конфуцианство и легизм, как управленческие методологии в Древнем Китае.
Вариант 2.
Дебаты: «нравственное управление» vs «управление по закону».
Самостоятельная работа: подготовка сообщений/подготовка к дебатам.
Семинар 3. Философия и методология управления в обществе античности.
- Философия и методология управления в Древней Греции
- Методология управления республиканского Рима.
- Методы управления в Римской империи.
Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.
Семинар 4. Философия и методология управления в обществах Средневековья.
- Методология управления Византийской империи.
- Методология управления в государствах Средневековой Европы.
- Методология управления исламских сообществ Средневековья.
- Методология управления в феодальной Японии.
Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.
Семинар 5. Философия и методология управления в обществе эпохи Возрождения и начала Нового времени.
- Вклад эпохи Возрождения в методологию управления.
- Трансформация методологических подходов к управлению в Реформации и Контрреформации.
- Методологические подходы к управлению в сословных монархиях и раннем абсолютизме европейских стран XVI – нач. XVII вв.
Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.
Семинар 6. Философия и методология управления в обществе эпохи Просвещения.
Вариант 1.
1. Становление методик управления в английской управленческой мысли
2. Управленческие методологии европейского просвещения XVIII в.
Вариант 2.
Управленческая методология Просвещения: «просвещенный абсолютизм» vs «общество равенства».
Самостоятельная работа: подготовка сообщений/подготовка к дебатам.
Семинар 7. Методологические подходы к управлению в Западной цивилизации XIX века: этатизм, консерватизм, либерализм и демократия
Форма проведения: методическая конференция.
Самостоятельная работа: подготовка к методической конференции.
Семинар 8. «Менеджерская революция» XX века
Форма: дискуссия, обсуждение презентаций докладов, групповой проект
Вопросы для обсуждения
1. Что явилось драйвером менеджерской революции в XX веке – каким образом происходило формирование социального класса, какова его роль в возникновении школ управленческого знания.
2. Основные подходы к классификации направлений и течений менеджмента.
Классические школы менеджмента. Инженерный подход к менеджменту и менеджмент «с человеческим лицом».
3. В чём состоит отечественный вклад в теорию управления.
Самостоятельная работа: подготовка рефератов, ознакомление с рекомендуемой литературой, выполнение заданий (факультативно).
Примеры факультативных заданий
- Возьмите интервью у практикующего менеджера. Узнайте, насколько в своей деятельности он/она руководствуется принципами управления Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона.
- Напишите эссе: «Реинкарнация механистичного подхода Ф.У. Тейлора в современной концепции реинжиниринга бизнес-процессов»
Семинар 9. «Менеджерская революция» XX века -2
Форма: дискуссия, устный опрос
1. Развитие функциональных и отраслевых направлений менеджмента, их основной фокус. Общий и стратегический менеджмент. Менеджмент человеческих ресурсов и финансовый менеджмент. Маркетинг-менеджмент. Проектный менеджмент, менеджмент качества и риск-менеджмент и др.
Темы для дискуссий
- Универсализм VS глубокая специализация в менеджменте
- Программы профессиональной сертификации в сфере менеджмента: каковы мотивы обращения к ним современных управленцев?
2. Управленческое образование в XX веке
и/ или
3. Профессиональные управленческие периодические издания в XX веке.
Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений о
1) современных программах профессиональных сертификаций по отраслям менеджмента (финансовый / проектный / управление изменениями / бизнес аналитика и проч.)
2) ведущих мировых/российских образовательных программ в сфере менеджмента (стратегического/общего/в области гос. и муниципального управления и проч – на выбор мини-группы)
3) ведущих мировых/российских профессиональных практических и научных изданиях в сфере менеджмента («TOП 10»)
Семинар 10. Апогей «гуру менеджмента» и «ненаучная» наука управления.
1. Кто такой «гуру»? Критерии отнесения к «гуру».
2. «Управленческая идея» как коммерческий продукт и её маркетинг. «Зелёный язык» гуру управления и «красиво сказанные простые истины» VS новые ментальные модели и сокровенные знания.
3. Обсуждение применимости идей гуру для конкретных предприятий и конкретных ситуаций, знакомых студентам. Свободная дискуссия «Пригласили ли бы Вы дорогостоящего гуру в свою компанию? Да или нет? Почему?»
4. Коллоквиум «Идеи гуру менеджмента»
Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений/рефератов по идеям основных «гуру» менеджмента. Ознакомление с фрагментами источников: Миклтуэйт, А. Вулдридж Дж. Магия Менеджмента. М.: Транзинткнига, 2004; Хажински А. Гуру менеджмента: Дорога к успеху. СПб: Питер, 2002; Кеннеди К. Гуру менеджмента. Кто есть кто в бизнес-элите. М.: АСТ, 2006; Forbes book. 10000 мыслей и идей от влиятельных бизнес-лидеров и гуру менеджмента М.: Эксмо, 2017; Беседы с гуру: встречи с крупнейшими идеологами менеджмента М.: Деловая культура: МедиаМир, 2006. (уточняется очно при согласовании со студентами)
Семинар 11. Контекст и особенности «новейшего» менеджмента
1. Менеджмент в VUCA-мире.
2. Насколько Питер Друкер был прав относительно задач менеджмента в XXI веке?
3. Новые вызовы и парадигмы. Кризисы и «лекарства».
Форма: дискуссия с разбором примеров
Самостоятельная работа: ознакомление с рекомендуемым материалом, подготовка кейсов-примеров «вызовов» и «кризисов» и опыта их преодоления по ведущим мировых компаниям для последующей презентации в рамках семинара.
Семинар 12. Консалтинг как среда формирования управленческих теорий и моделей.
1. Концепции «Большой тройки» и «Большой четвёрки». Методология современного менеджмента.
2. Инструменты управления Бэйн .
Форма: групповой проект с презентацией результатов исследований и последующей дискуссией
Самостоятельная работа:
– в мини группе из 2-х – 3-х человек выбрать конкретную международную консалтинговую организацию («Большой тройки» и «Большой четвёрки») и на основе открытых источников информации (официального сайта компании, её профильных изданий научного и рекламного характера) представить основные модели и концепции, разработанные в данной организации и позиционируемые как коммерческий продукт, кратко охарактеризовать суть и содержательные характеристики инструмента/методы/техники управления;
- ознакомиться с отчётом по мониторингу применения инструментов управления Бэйн и Ко за текущий год на сайте компании (знать оценку полезности, степень применения, сущность и назначение инструмента и основные причины обращения к нему) - для последующего устного опроса/тестирования.
Семинар 13. Современные модели эффективного менеджмента и совершенных деловых организаций.
1. Обзор моделей:
- Модели Питерса и Уотермана
- Модель «построенных навечно» Коллинза и Порраса
- Лин («Бережливость»).
- EFQM Excellence Model и СМК ИСО.
- Самообучающиеся организации.
- Виртуальные сети.
- Процессные и проектные организации.
- «Бирюзовые» организации.
- …и на выбор студентов
Форма: представление кратких сообщений с последующей дискуссией, в завершении тест (15 минут)
Самостоятельная работа: ознакомление с рекомендуемым материалом, подготовка кратких сообщений.