Тема 1. Становление форм и методов управления в ранних человеческих сообществах.

Семинар 1. Формы и методы управления в догосударственном обществе.

1. Методы управления в сообществах европейской потестарности.

2. Методы управления кочевых сообществ Востока.

Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.

 

Семинар 2. Разработка теоретических подходов к управлению деспотических государствах.

Вариант 1.

1. Методология управления речных сообществ Восточного Средиземноморья.

2. Формирование управленческих методик в Древней Индии.

3. Конфуцианство и легизм, как управленческие методологии в Древнем Китае.

Вариант 2.

Дебаты: «нравственное управление» vs «управление по закону».

Самостоятельная работа: подготовка сообщений/подготовка к дебатам.

 

Семинар 3. Философия и методология управления в обществе античности.

  1. Философия и методология управления в Древней Греции
  2. Методология управления республиканского Рима.
  3. Методы управления в Римской империи.

Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.

 

Семинар 4. Философия и методология управления в обществах Средневековья.

  1. Методология управления Византийской империи.
  2. Методология управления в государствах Средневековой Европы.
  3. Методология управления исламских сообществ Средневековья.
  4. Методология управления в феодальной Японии.

Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.

 

Семинар 5. Философия и методология управления в обществе эпохи Возрождения и начала Нового времени.

  1. Вклад эпохи Возрождения в методологию управления.
  2. Трансформация методологических подходов к управлению в Реформации и Контрреформации.
  3. Методологические подходы к управлению в сословных монархиях и раннем абсолютизме европейских стран XVI – нач. XVII вв.

Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений с презентациями. Подготовка рефератов.

 

Семинар 6. Философия и методология управления в обществе эпохи Просвещения.

Вариант 1.

1. Становление методик  управления в английской управленческой мысли

2. Управленческие методологии европейского просвещения XVIII в.

Вариант 2.

Управленческая методология Просвещения: «просвещенный абсолютизм» vs «общество равенства».

Самостоятельная работа: подготовка сообщений/подготовка к дебатам.

Семинар 7. Методологические подходы к управлению в  Западной цивилизации XIX века: этатизм, консерватизм, либерализм и демократия

Форма проведения: методическая конференция.

Самостоятельная работа: подготовка к методической конференции.

 

Семинар 8. «Менеджерская революция» XX века

Форма: дискуссия,  обсуждение  презентаций докладов, групповой проект

Вопросы для обсуждения

1. Что явилось драйвером менеджерской революции в XX веке – каким образом происходило формирование социального класса, какова его роль в возникновении школ управленческого знания.

 2. Основные подходы к классификации направлений и течений менеджмента.

Классические школы менеджмента. Инженерный подход к менеджменту и менеджмент «с человеческим лицом».

3. В чём состоит отечественный вклад в теорию управления.

Самостоятельная работа: подготовка рефератов, ознакомление с рекомендуемой литературой, выполнение заданий (факультативно).

Примеры факультативных заданий

  1. Возьмите интервью у практикующего менеджера. Узнайте, насколько в своей деятельности он/она руководствуется принципами управления Ф.У. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона.
  2. Напишите эссе: «Реинкарнация механистичного подхода  Ф.У. Тейлора  в современной концепции реинжиниринга бизнес-процессов»

 

Семинар 9. «Менеджерская революция» XX века -2

Форма: дискуссия, устный опрос

1. Развитие функциональных и отраслевых направлений менеджмента, их основной фокус. Общий и стратегический менеджмент. Менеджмент человеческих ресурсов и финансовый менеджмент. Маркетинг-менеджмент. Проектный менеджмент, менеджмент качества и риск-менеджмент и др.

Темы для дискуссий

  • Универсализм  VS глубокая специализация в менеджменте  
  • Программы профессиональной сертификации в сфере  менеджмента: каковы мотивы обращения к ним современных управленцев?

2. Управленческое образование в XX веке

и/ или

3. Профессиональные управленческие периодические издания в XX веке.

Самостоятельная  работа: подготовка кратких сообщений о

1) современных программах профессиональных сертификаций по отраслям менеджмента (финансовый / проектный / управление изменениями / бизнес аналитика и проч.)

2) ведущих мировых/российских образовательных программ в сфере менеджмента (стратегического/общего/в области гос. и муниципального управления  и проч – на выбор мини-группы)

3) ведущих мировых/российских профессиональных практических и научных изданиях в сфере менеджмента («TOП 10»)

 

Семинар 10. Апогей «гуру менеджмента» и «ненаучная» наука управления.

1. Кто такой «гуру»? Критерии отнесения к «гуру».

2. «Управленческая идея» как коммерческий продукт и её маркетинг. «Зелёный язык» гуру управления и «красиво сказанные простые истины»  VS новые  ментальные модели и сокровенные знания.

3. Обсуждение применимости идей гуру для конкретных предприятий и конкретных ситуаций, знакомых студентам. Свободная дискуссия «Пригласили ли бы Вы дорогостоящего  гуру в свою компанию? Да или нет? Почему?»

4. Коллоквиум «Идеи гуру менеджмента»

Самостоятельная работа: подготовка кратких сообщений/рефератов по идеям основных «гуру» менеджмента. Ознакомление с фрагментами источников: Миклтуэйт, А. Вулдридж Дж. Магия Менеджмента. М.: Транзинткнига, 2004; Хажински А. Гуру менеджмента: Дорога к успеху. СПб: Питер, 2002; Кеннеди К. Гуру менеджмента. Кто есть кто в бизнес-элите. М.: АСТ, 2006; Forbes book. 10000 мыслей и идей от влиятельных бизнес-лидеров и гуру менеджмента М.: Эксмо, 2017; Беседы с гуру: встречи с крупнейшими идеологами менеджмента М.: Деловая культура: МедиаМир, 2006. (уточняется очно при согласовании со студентами)

 

Семинар 11. Контекст и особенности «новейшего» менеджмента

1. Менеджмент в VUCA-мире. 

2. Насколько Питер Друкер был прав относительно задач менеджмента в XXI веке?

3. Новые вызовы и парадигмы.  Кризисы и «лекарства». 

Форма: дискуссия с разбором примеров

Самостоятельная работа: ознакомление с рекомендуемым материалом, подготовка кейсов-примеров «вызовов» и «кризисов» и опыта их преодоления по ведущим мировых компаниям для последующей презентации в рамках семинара.

 

Семинар 12. Консалтинг как среда формирования управленческих теорий и моделей.

1. Концепции «Большой тройки» и «Большой четвёрки». Методология современного менеджмента.

2. Инструменты управления Бэйн .

Форма: групповой проект с презентацией результатов исследований и последующей дискуссией

Самостоятельная работа:

 – в мини группе из 2-х – 3-х человек выбрать конкретную международную консалтинговую организацию («Большой тройки» и «Большой четвёрки») и на основе открытых источников информации (официального сайта компании, её профильных изданий научного и рекламного характера) представить основные модели и концепции, разработанные в данной организации и позиционируемые как коммерческий продукт, кратко охарактеризовать суть и содержательные характеристики инструмента/методы/техники управления;

- ознакомиться с отчётом по мониторингу применения инструментов управления Бэйн и Ко  за текущий год  на сайте компании (знать оценку полезности, степень применения, сущность и назначение инструмента и основные причины обращения к нему) - для последующего устного опроса/тестирования.

 

Семинар 13. Современные модели эффективного менеджмента и  совершенных деловых организаций.

1. Обзор моделей:

  • Модели Питерса и Уотермана
  • Модель «построенных навечно» Коллинза и Порраса
  • Лин («Бережливость»).
  • EFQM Excellence Model  и СМК ИСО.
  • Самообучающиеся организации.
  • Виртуальные сети.
  • Процессные и проектные организации.
  • «Бирюзовые» организации.
  • …и на выбор студентов

Форма: представление кратких сообщений с последующей дискуссией, в завершении  тест (15 минут)

Самостоятельная работа: ознакомление с рекомендуемым материалом, подготовка кратких сообщений.