Тема 1. Становление форм и методов управления в ранних человеческих сообществах.

Элементы управления в догосудартсвенных сообществах. Потестарность власти и управления: гендерная, возрастная, родовая. Переход от родовых к территориальным формам управления. Вождество и суперсложное вождество, как системы управления. Центры принятия управленческих решений: община, дружина, жречество. Потестарные управленцы: старейшины, вожди, жрецы. Родо-племенные, общинные и дружинные формы управления. Их обоснование в сакральных текстах, религиозных обычаях и племенных традициях. Реализация догосударственных систем управления в супер-сложных вождествах кочевых народов.

Деспотизм, как модель управления в речных сообществах. Потребность в управлении и его целеполагание. Традиционно-сакральное обоснование власти и управления. Управленческая элита, ее состав и методы управления в речных цивилизациях древности. Деспотизм в хозяйственных системах речных сообществ. Отражения принципов и методов в религиозных и правовых системах Египта, и Месопотамии Систематизация управленческих знаний в Древней Индии: «Артхашастра» и «Законы Ману». Формирование школ управления в Древнем Китае. Принципы управления, в даосской системе представлений. Конфуцианство и легизм как две противоборствующие методологии управления.

Тема 2. Формы и методы управления в античном мире. Становление философии управления.

Условия и факторы формирования античной модели управления. Гендерные, возрастные, сословные, религиозные и территориальные условия разработки методов управления. Представление об управлении как о части философии в Древней Греции и Эллинизме. Сократ, Платон, Аристотель о целеполагании управлении, ее субъекте объекте. Понятие «общего блага» для формировании методологии управления античного мира. Форма государственного устройства, как ключевая проблема методологии управления греческой античности.

Управление в республиканском Риме, как реализация концепции «общего блага». Сакральные и традиционные факторы в управлении. Рождение «философии права» в управлении республиканского Рима. Кризис республиканских методов управления и эволюция античной методологии управления в Римской империи.

Тема 3. Философия и методология управления в обществах Средневековья.

Условия формирования европейской средневековой модели управления: родо-племенные традиции, формирование сословий, воздействие христианства и античной мысли. Трансформация римских основ управления в Византийской империи. Политическое, административное и хозяйственное управление в Западной Европе. Закрепление новых методов управления в правовых документах Средневековых государств. Становление управленческих традиций исламских государств. Специфика управления в феодальной Японии.

Воздействие Возрождения и протестантизма на управленческую мысль Европы. Методические новации мыслителей Возрождения в сфере управления. Управленческие концепции Макиавелли и Эразма Роттердамского. Управленческая модель кальвинизма и ее распространение в Европе XVI – XVII веков. Методология управления в политических трактатах XVI – XVII вв. (Боден, Ришелье, Гобс, Крижанич). Первые концепции управления в обществе равных: Томас Мор и Томаззо Кампанелла.

 

Тема 4. Философия и методология управления в Новое время.

Управленческая философия и методология эпох просвещения. Локк, Пуффендорф, Монтескье, Руссо. Вольтер и реализация философии управления эпохи Просвещения в Просвещенном абсолютизме европейских государств. Революционные концепты управления и их реализация в Англии XVII и Франции XVIII веков.

Методология управления в XIX в. Выделение и закрепление сфер управления: политика, экономика, социальное развитие. Этатизм, консерватизм, либерализм и демократия, как методологические подходы к политическому управлению в Западной цивилизации XIX века. Экономические методы управления в рамках подходов этатизма, консерватизма и либерализма. Концепт «социальное государство» и его воплощение в управленческой практике Германии XIX в. Реализация концепта «гражданское общество» в управлении стран Европы и США. Формирование методологии управления в США: «республиканизм» и «федерализм», как металогическая основа управления от Джеферсона до Вильсона. Социализм, как управленческая доктрина; методология ее реализации в Парижской коммуне.

 

Тема 5. «Менеджерская революция» XX века: становление менеджмента как сферы профессиональной деятельности,  науки и учебной дисциплины   

Возникновение управления как научной дисциплины. Классические управленческие школы.

Школа научной организации труда (научный менеджмент, Тейлоризм). Принципы научного управления Фредерика У. Тейлора. Эталоны и нормирование труда. Диаграммы Генри Л. Гантта. «Система изучения движений»  и «терблиги» Фрэнка Б. и Лилиан Гилбретов. Управленческая практика Генри Форда. «12 принципов эффективности» Гаррингтона  Эмерсона.

Административная (классическая) школа управления. 14 универсальных принципы управления и определение функций менеджера по Анри Файолю. Концепция рациональной бюрократии Макса Вебера. Менеджмент и государственное управление: синтетические принципы Л. Гулика (Гьюлика) и Л. Урвика. Принципы организации Дж. Муни и А. Рейли.

Концепции межличностных отношений: школа человеческих отношений и поведенческий подход (бихевиоризм).

Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо. «Групповой индивид» и концепция «власти с» Мэри П. Фоллет. «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу.

 «Теория действия» и «двойная петля обучения» Криса Арджириса, «4 системы» Ренсиса Лайкерта, «Теория X и теория Y» Дугласа МакГрегора, «Двухфакторная теория мотивации»  Фредерика  Герцберга.

Школа науки управления (количественный подход к менеджменту, исследование операций). Развитие научно-теоретических оснований управления. Теория систем Л. фон Берталанфи. «Руководство менеджера по исследованию операций»  Рассела Л. Акоффа.  Теория принятия решений и «Ограниченная рациональность»  Г. Саймона. Кибернетика Н. Винера. Роль моделирования в науке управления. Виды моделей.

Развитие управленческой науки отечественными учёными.

Тектология А.А. Богданова (Малиновского). Деятельность ЦИТ. Трудовые установки А.К. Гастева. «Антитейлористы» (В. М. Бехтерев и др.). Лига «Время». «Платформа 17-ти» П. Керженцева, И. Бурдянского, М. Рудакова. Начало линейного программирования и взаимозависимость оптимальных цен и оптимальных производственных и управленческих решений по В. Канторовичу. НОТ. Квалиметрия.

Современные теории управления. Подход на основе выделения процессов управления, системный и ситуационный подходы. Течение «гуру менеджмента». Функциональный и отраслевой менеджмент. Менеджмент в эпоху инновационной экономики: столкновение и взаимодополняемость функционального, процессного и проектного подходов.

Управленческое образование. Управленческая литература, профессиональные периодические издания. Профессиональные сертификации в сфере  менеджмента.

 

Тема 6. Академическая и профессиональная среды как инкубатор  современных инструментов и методов управления

Основные модели эффективности на стыке тысячелетий. Задачи менеджмента в XXI веке по Питеру Друкеру.  Новые требования к управленческой парадигме.

Менеджмент как продукт консалтинговых компаний. Готовые рецепты «Большой тройки» и «Большой четвёрки». Проект «Инструменты управления» международной консалтинговой компании Бэйн.

Современные модели эффективного менеджмента и  совершенных деловых организаций (Лин и СМК ИСО, самообучающиеся организации, виртуальные сети. «Бирюзовые» модели и др.).

 

Тема 7. Современная теория управления и решение макроэкономических проблем развития - основные типы управления на разных уровнях управляемых систем.

Методологические проблемы современной теории управления, кибернетики и синергетики как направлений науки. Отдельные модели, полезные в управлении, с различными хозяйственными объектами. Основные задачи макроуправления. Обзор инструментов их возможного решения. Принцип Тинбергена-Тейла как базисная теоретическая позиция в области макроуправления экономикой. Базовые представления о механистическом и органическом типе управления.

 

Тема 8. Информация и управление: принцип обучения и эффект неблагоприятного отбора.

Двухконтурная схема управления-  с прямой  обратной информационной связью. Фундаментальный принцип передачи знаний и управление посредством обучения. Типизация видов информации, режимов информационного развития экономических системы. Эффект неблагоприятного отбора и асимметрии информации как формирующие неопределённость управленческого выбора

 

Тема 9. Управление проектами: методы и решения

Виды проектов и подходы к управлению проектами различного назначения и масштаба. Основные проблемы возникающие при такого рода управлении, возможности принятия решений. Контрактная теория, типология контрактов, понятия "контрактного благосостояния". Базовый подход к формирован