На сайте представлена модульная программа спецкурса. Количество презентаций (16) рассчитано на максимальный объем курса. Для перехода к конкреной презентации выберите рубрику с номером лекции в левой колонке.

 

I. Название дисциплины:

Легитимация государственной власти в России с древнейших времен до современности.

II. Шифр дисциплины

III. Цели и задачи дисциплины

1. Цели дисциплины

Целями освоения дисциплины являются сформировать у студентов представления о характере взаимодействия власти и населения на разных этапах исторического развития России; исторических моделях легитимности государственной власти, формах и методах легитимации государственной власти, их эволюции; о возможностях, ресурсах и эффективности политики по усилению легитимности государственной власти.

2. Задачи дисциплины

В ходе изучения дисциплины решаются задачи по формированию и развитию управленческих компетенций, в результате чего обучаемый должен:

В результате освоения дисциплины «Легитимация государственной власти в истории России» обучающийся должен:

ЗНАТЬ:

-       исторические модели и традиции легитимации государственной власти в России;

-       специфику способов, форм и методов легитимации государственной власти;

-       объективные и субъективные факторы, воздействующие ан развитие кризиса легитимности в стране на различных этапах ее развития;

-       возможности и способы преодоления кризиса легитимности.

УМЕТЬ:

-       выявлять условия и факторы, усиливающие и ослабляющие легитимность государственной власти в России;

-       применять навыки анализа условий ослабляющих легитимность принимаемых государственных решений;

-       применять методы и средства усиления позиций государственной власти в диалоге с обществом;

-       работать в информационном поле государственного управления Российской Федерации.

ВЛАДЕТЬ:

-       культурой и традициями, сформировавшимися в сфере отношений власти и населения в Российской Федерации;

-       навыками критической оценки деятельности органов государственной власти в сфере взаимодействия с населением и легитимации принимаемых управленческих решений;

-       знаниями и опытом для налаживания конструктивного взаимодействия органов государственной власти и населения субъектов Российской Федерации.

IV. Место дисциплины в структуре ООП

А. ММ – Государственное и муниципальное управление

- Учебный план 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»,

- Все магистерские программы направления

Б. М 2. Профессиональный цикл.

Вариативная часть, курс по выбору, 3-й семестр.

В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала для начала освоения данной дисциплины:

-       «Теория и механизмы современного государственного управления»;

-       «Информационно-аналитические технологии в государственном и муниципальном управлении»,

-       «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»,

-       «История, философия и методология управления».

Г. Общая трудоемкость 2 зачетные единицы 72 часа.

Д. Форма промежуточной аттестации: зачет.

V. Формы проведения:

Лекции – 36 час.

Самостоятельная работа – 36 час.

Формы текущего контроля:

-       интерактивная часть лекций (брифинг);

-       письменные работы (эссе и мини-эссе).

VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

 

п/п

 

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

 

 

 

 

лекции

семинары

Самостоят.

работа

 

1

Теоретико-методологические основы изучения проблематики легитимности государственной власти в истории России.

3

1

2

 

2

Письменная работа

2

Становление ранней модели легитимации государственной власти VIII –X вв.

3

2

2

 

2

Мини-эссе

3

Эволюция форм и способов легитимации в Древней и Средневековой Руси XI – I пол. XV в.

3

3-4

4

 

4

Мини-эссе.

4

Становление и эволюция «московской» модели легитимации государственной власти (II пол. XV – конец XVII вв.)

3

5-7

6

 

6

Брифинг

5

Легитимация государственной власти в Российской империи (XVIII – нач. ХХ в.).

3

8-11

8

 

8

Брифиннг.

6

Революционные процессы нач. XX как полномасштабный кризис легитимности государственной власти (1905 – 1921).

3

12

2

 

4

Мини-эссе

7

Легитимация государственной власти в советский период.

3

13-14

4

 

6

Мини-эссе

Брифинг.

 

8

Легитимация государственной власти в Российской Федерации (1991 – 2012).

3

1

4

 

8

Эссе.

Тест.

Итого

32

 

40

 

Форма промежуточной аттестации

Зачет (рейтинговая система)

VII. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение

Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения проблематики легитимности государственной власти в истории России.

Лекция. 1. Теоретико-методологический инструментарий изучения проблем легитимности в историческом процессе.

Понятия: «потестарность», «легитимности», «легитимация» и «делигитимация». М.Вебер и типы легитимности. Легитимности «вертикальная» и «горизонтальная». Трактовки понятия «легитимность» в различных отраслях гуманитарного знания. Ю.Хабермас и понятие «кризисы легитимности». Легитимность государственной власти как предмет исторического исследования. Признаки легитимной власти. Способы легитимации власти. Властное действие в истории. «Потестарный образ» власти. Модели и парадигмы в эволюции легитимности государственной власти.

Задание для самостоятельной работы по Разделу 1: Сравните понимание роли легитимности власти в истории человечества в рекомендованных работах М. Вебера и Ю. Хабермаса.

Тип работы: письменная работа.

Раздел 2. Легитимация государственной власти в Древней Руси и средневековой России IX – XVII вв.

Тема 2. Становление ранней модели легитимации государственной власти VIII –X вв.

Лекция 2. От «потестарности вождества к легитимности власти великого князя в Древней Руси.

«Авторитет» в славянском вождестве VI – XIII веков. Условия становления великокняжеской легитимности. Специфика российских процессов становления легитимности государственной власти. Договорная легитимность и ее источники. Участники договорных отношений: вече и князь. Формы легитимации государственной власти: приглашение, завоевание, согласие. Признаки легитимности княжеской власти. Первые кризисы легитимности и их преодоление.

Тема 3. Эволюция форм и способов легитимации в Древней и Средневековой Руси XI – I пол. XV в.

Лекция 3. Легитимация княжеской власти в XI – нач. XIII вв.

Роль церкви и церковных культов в легитимации власти в Древней Руси. Киевская, Владимирская и Новгородская модели эволюции легитимности великокняжеской власти. соправительство в системе государственной власти Древней Руси. Потестарный образ князя в литературе и искусстве Древней Руси.

Лекция 4. Ордынское нашествие и его влияние на властные отношения в русских землях.

Нашествие Батыя и его последствия для сферы легитимности государственной власти на Руси. Ордынская и «отордынская» легитимность власти. Отношение населения к власти Орды. Попытки преодоления отордынской легитимности в XIII и XIV веках. Московские князья и власть орды: борьба за «царскую легитимность». Место церкви и боярства в поисках великокняжеской легитимности. «Феодальная война» начала XV века, как кризис легитимности.

Тема 4. Становление и эволюция «московской» модели легитимации государственной власти (II пол. XV – конец XVII вв.).

Лекция 5. Становление Московского государства и легитимация власти великого князя Всея Руси.

Внешние и внутренние факторы формирования «московской» модели легитимности государственной власти. Влияние «византийской» и «ордынской» легитимности на властные отношения в Московском государстве второй половины XV века. Принятие решений великим князем Всея Руси и их легитимация. Соправление системе государственной власти Московской Руси. Потестарный образ власти. Первые политические теории. Концепция «Москва – Третий Рим» им ее значение становление «московской» модели легитимности власти.

Лекция 6. Россия Ивана IV: прогрессивная и архаичная модели легитимации власти.

Условия и факторы начала процесса усиления легитимности государственной власти и формирования «московской царской» модели. Венчание на царство и потестарный образ Ивана IV. Политика Избранной Рады и формы легитимации государственных решений. Опричнина, как способ смены легитимности царской власти. Архаизация модели легитимации государственной власти и вступлении России в полномасштабный кризис легитимности.

Лекция 7. Становление и эволюция «царской» легитимности в системе сословно-представительной монархии.

Роль и значение сословий и их представителей во властных отношениях России XVII века. Смута начала XVII века, как кризис легитимности. Варианты выхода из кризиса. Сословное начало в легитимации царской власти. Потестарный образ царя. Роль церкви в процессах усиления царской легитимности. Принятие решений и их легитимация. Политическая мысль России II пол. XVII века о власти царя. Бунты II половины XVII века и кризис сословной модели легитимации царской власти.

Задания для самостоятельной работы по Разделу 2.

Задание 1. Ознакомившись в содержание презентаций по лекциям 2 – 7, подготовьте вопросы для брифинга.

Задание 2. Подготовьте мини-эссе по одной из предлагаемых тем:

1.     Можно ли утверждать, что «авторитет» периода вождества в современном обществе не существует?

2.     Важно ли для российского общества зарубежное происхождение первой правящей династии?

3.     Сохранились ли в России черты «ордынской легитиности»?

4.     В чем причины того, что в России «владимирско-московский» тип легитимации власти возобладал над «новгородским»?

5.     Какой тип легитимации власти, используемый Иваном Грозным («земский» и «опричный») вам представляется более эфективным.

6.     Что значит образ царя для власти в России?

Раздел 3. Легитимация государственной власти в российской империи: от формирования до распада (к. XVII – нач. ХХ в.).

Тема 5. Легитимация государственной власти в Российской империи (XVIII – нач. ХХ в.)

Лекция 8. Становление «императорской модели» легитимации государственной власти.

Факторы и условия перехода с «царской» на «императорскую» модель легитимации власти. Отторжение византийских властных начал и внедрение легитимационных приемов императорского Рима. Потестарный образ Петра I. Политические теории первой четверти XVIII века о власти императора. Резкое снижение церковного фактора в легитимационных процессах. Роль гвардии в становлении «императорской» модели. Кризис петровской «императорской» модели во второй четверти XVIII века.

Лекция 9. Конвергенция «императорской» модели легитимации государственной власти и модели «просвещенного абсолютизма» во второй половине XVIII века.

Вопрос о легитимности Екатерины II и варианты его решения. Наследник престола. Уложенная комиссия. Формирование нового потестарного образа власти и роль в этом российского дворянства. Влияние идей «Просвещения» на образ власти в России. Екатерина II и просветители. Фаворитизм и легитимность. Проблема наследования государственной власти. Павел I и его легитимационные решения. Законодательное закрепление процедур наследования престола.

Лекция 10. Становление легитимационной модели «полицейского государства».

Дворцовые перевороты XVIII века как отживающая легитимационная практика «Императорский дом» и его значение для логичности власти в России. Влияние факторов Отечественной войны и «аракчеевщины» на легитимность правления Александра I. Легитимационная проблематика в осмыслении декабристов. Кризис легитимации 1825 года и его преодоление. Революционный фактор и его воздействие на потестарный образ власти в царствование Николая I. Становление теории «Самодержавия, Православия, Народности» и ее воздействие на сферу легитимности государственной власти.

Лекция 11. Легитимность государственной власти во второй пол. XIX и нач. ХХ вв.

Причины и последствия сужения легитимационного пространства полицейского государства Николая I и предлагаемые варианты восстановления легитимности государственной власти в середине XIX века. Реформаторство и проблемы легитимности. Потестарный образ Александра II. Терроризм, как делегитимационный фактор. Политика контрреформации Александра II и смена легитимационной парадигмы. Потестарный образ Александра II и попытки вжиться в него Николая II.

Тема 6. Революционные процессы нач. XX как полномасштабный кризис легитимности государственной власти (1905 – 1917).

Лекция 12. Борьба моделей легитимности в революционном процессе начала ХХ века.

Причины вступления России в кризис легитимности начала ХХ в. Действия по укреплению самодержавной власти и их провал. «Основные законы Российской империи» и смена парадигмы легитимности государственной власти. Легитимность Государственной Думы. Борьбы самодержавной и демократической парадигм во власти. Зарождение «советского» типа легитимации управленческих решений. 300-летие династии Романовых, как легитимационная кампания. Первая мировая война и делегитимационные процессы в российской империи. Легитимность Временного правительства. Двоевластие: борьба демократической и советской парадигм легитимации власти. Переворот октября 1917 г. и разгон Учредительного собрания большевиками, как «захват легитимности».

Задания для самостоятельной работы по Разделу 3.

Задание 1. Ознакомившись в содержание презентаций по лекциям 8 – 12, подготовьте вопросы для брифинга.

Задание 2. Подготовьте мини-эссе по одной из предлагаемых тем:

1.     Кто ближе народу в России: царь или император?

2.     Как легитимизировать результаты государственного переворота?

3.     Что угрожало легитимности Николая II?

4.     Обладала ли на ваш взгляд собственной легитимностью в российской империи Государственная дума?

5.     Может ли революционер обладать легитимностью в период борьбы с действующей властью?

Раздел 4. «Советский» тип легитимации власти (1917 – 1991 гг.).

Тема 7. Легитимация государственной власти в советский период.

Лекция 13. Тоталитарная модель легитимации государственной власти и ее эволюция от 1917 к 1956 г.

Концепция «диктатуры пролетариата» и ее значение для легитимационных процессов в СССР. Принцип «демократического централизма» и становление потестарного образа ВКПб. «Вождизм» в партии и государстве 1920-х гг. Вожди-харизматики: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин. Становление «матрешечной» модели легитимации власти в СССР. Потестарный образ И.В. Сталина как система мифов. Инструменты легитимации: пропаганда, искусство, квазирелигозные традиции. Государственный террор 1930-х и нач. 1950-х гг. и его влияние на сферу легитимности. Международная легитимация власти.

Лекция 14. Кризис тоталитарной модели легитимации власти в СССР (сер 1950-х – сер. 1080-х гг.).

Переход от концепции «диктатуры пролетариата» к концепции «общенародного государства», как смена парадигмы легитимности. Введение КПСС в сферу легальности. Переход к модели «коллективного руководства» в партии и государстве. Последний харизматик советской эпохи – Н.С. Хрущев. Потестарный образ политбюро ЦК КПСС. Тенденция к застою во власти и геронтократии. Бюрократизация сферы легитимации власти. Факторы делигитимации власти КПСС: разрывы в политике изоляционизма; диссидентское движение; карнавализация народных представлений о власти, молодежный андеграунд.

Задания для самостоятельной работы по Разделу 4.

Задание 1. Ознакомившись в содержание презентаций по лекциям 8 – 12, подготовьте вопросы для брифинга.

Задание 2. Подготовьте мини-эссе по одной из предлагаемых тем:

1.     Можно тли считать государство диктатуры пролетариата легитимным?

2.     Нужны ли России лидеры – харизматики?

3.     Существует ли типологическое единство в легитимации власти Ивана IV и И. Сталина?

4.     Террор – это угроза или подпорка легитимности правителя?

5.     Потеря легитимности КПСС – это процесс объективный/субъективный (необъодимо предварительно выбрать вариант ответа).

Раздел 5 Легитимация государственной власти в постсоветской России.

Тема 8. Легитимация государственной власти в Российской Федерации (1991 – 2012).

Лекция 15. Кризис легитимности конца 1980-х гг. и становление легитимности государственной власти в постсоветской России.

Попытки преодоления делгитимационных процессов в период «ускорения» и «перестройки». Новые харизматики: М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Вызревание «демократической» модели и противостояние модели «тоталитарно-бюрократической». Кризис легитимности 1991 г. Становление легитмационной модели Российской Федерации через преодоление кризиса 1993 г. Черты «президентской» модели легитимности государственной власти в 1990-х гг.

Лекция 16. Легитимация государственной власти в начале XXI века.

Эволюция «президентской» модели легитимности: факторы, условия, направление. «Президент-наследник» В.В. Путин и его потестарный образ. Критика 1990-х гг. и отказ от модели «президента-наследника». Мифология В.В. Путина и инструменты ее продвижения. Формирование идеи «лидера нации». Роль церкви в легитимационных процессах. «Президент-помощник» Д.А. Медведев и его потестарный образ. Легитимационные издержки политических решений 2004 – 2010 гг. Избирательный процесс 2011 – 2112 гг. и первые признаки кризиса легитимности. Легитимационное наступление В.В. Путина лета 2012 г.

Задание для самостоятельной работы по Разделу 5.

Подготовьте эссе на одну из предлагаемых тему:

-       Исторические формы легитимации власти и их актуальность современной России.

-       Кто из исторических лидеров России получил бы поддержку в современной России.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Легитимация государственной власти в истории России».

Изучение «Легитимация государственной власти в истории России» должно способствовать формированию у студентов и выпускников факультета государственного управления общекультурных, коммуникативных, аналитических и организационно-управленческих компетенций:

-       умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества  (ГМУ-ОНК-1);

-       способность выделять главные тенденции развития управленческой науки и практики (ГМУ-ОНК-2);

-       владение теорией управления и методами (технологиями) исследования практики управления (ГМУ-ИК-2);

-       уметь пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации (ГМУ-ИК-4);

-       способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (ГМУ-СК-1);

-       умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания (ГМУ-СК-2);

-       способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ГМУ-СК-3);

-       способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ГМУ-СК-4);

-       обладать организационными способностями, уметь находить и принимать организационные управленческие решения (ГМУ-ПК-3);

-       обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ГМУ-ПК-5);

-       разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ГМУ-ПК-7);

-       разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ГМУ-ПК-12);

-       уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ГМУ-ПК-14);

-       уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления  (ГМУ-ПК-16);

-       владеть методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ГМУ-ПК-22).

IX Используемые образовательные технологии:

Интерактивные лекции, с использованием презентаций и учебного взаимодействия «вопрос-ответ» устной форме (три брифинга в течение семестра) и письменной (интернет-взаимодействие).

Самостоятельная работа обучающихся в формах:

-       письменная работа (одна);

-       подготовка вопросов по материалам лекций;

-       мини-эссе (две работы);

-       эссе (одно);

-       подготовка к тесту и устному собеседованию для промежуточной аттестации.

Рейтинговая система контроля учебной деятельности обучающихся:

 

Вид деятельности/форма проверки

Зачетные баллы

Максимальное количество баллов в течение семестра

1

Посещение лекций

1 бал за одно посещение

16

2

Подготовка вопросов для брифинга. Три брифинга в семестр.

1-2 балла за участие в брифинге

6

3

Письменная работа (1)

1-5 баллов

5

4

Мини-эссе (два в течение семестра).

1-7 баллов

14

5

Эссе (одно в течение семестра)

1-20

20

6

Тест (15 заданий).

1 бал за 1 правильный ответ

15

7

Устное собеседование (2 вопроса).

Оценка «удовлетворительно» - по 3 балла за каждый вопрос.

24

Оценка «хорошо» - по 8 баллов за каждый вопрос.

Оценка «отлично» - по 12 баллов за каждый вопрос.

 

Общая сумма

100

Доля различных видов деятельности в выставлении итоговой оценки

-       Аудиторная работа (с учетом промежуточного испытания) – 16%.

-       Самостоятельная работа – 60%.

-       Итоговое испытание – 24%.

Отметка «зачет» выставляется при количестве набранных баллов: ≥ 60 баллов.

X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.

1. Письменная работа.

Цели работы:

-       закрепить знание основных теоретических положений, понятий и терминов, посредством знакомства с содержанием источников;

-       развить навыки работы  с научной литературы.

Письменная работа выполняется в электронной форме. Объем – до 4 тыс. знаков (с пробелами). Срок выполнения – 7 дней. Обязательные элементы оформления: ФИО автора, название, список использованной литературы.

2. Эссе.

Цели работы:

-       расширить познания обучающегося в проблематики дисциплины;

-       способствовать выработке умений самостоятельного осмысления проблем легитимации государственной власти;

-       формировать навыки изложения собственной научной и общественной позиции в письменном тексте.

Подготовка и содержание эссе. Эссе готовиться на основе знакомства с учебной и дополнительной литературой, источниками по истории легитимации государственной власти России, включая интернет-ресурсы;

В ходе работы над эссе необходимо:

-       выявить и обозначить ту проблему в истории легитимации государственной власти России, которая не имеет однозначного решения и/или при обсуждении которой не сформировался общественный консенсус;

-       уяснить и уметь кратко обозначить наиболее важные точки зрения, сложившиеся в ходе обсуждения данной проблемы в исторической литературе, и в средствах массовой информации;

-       сформировать собственную точку зрения (которая может совпадать с одной из уже сложившихся, но на основе собственных аргументов);

-       уметь аргументировать занятую позицию в обсуждении заявленной проблематики;

-       находить и обосновывать контраргументы, при обсуждении мнений, не совпадающих с мнением автора;

-       делать выводы, суммирующих, в краткой форме, мнение автора по избранной проблематике.

Объем и оформление эссе. Эссе пишется в произвольной форме. Ориентировочный объем эссе – 0,5 печатного листа (20 тыс. знаков с пробелами). Изложение индивидуальной позиции автора не исключает ссылку на источники фактических знаний и корректное изложение позиций оппонентов, с отсылкой к их трудам. При цитировании и пересказе позиции авторов, чье мнение излагается, сноски обязательны. Время подготовки эссе – 4 недели.

3. Мини-эссе.

Цели работы:

-       закрепить знания, полученные в ходе изучения предмета;

-       развить навыки анализа научной литературы;

-       продолжить формирование навыков, необходимых при работе над текстами, разработке аргументации, изложении собственной позиции.

Подготовка и содержание мини-эссе. Работа пишется в произвольной форме, в электронном виде. Максимальный объем – 2 тыс. знаков с пробелами. При подготовке мини-эссе необходимо:

-       точно обозначить суть проблемы, указанной в названии;

-       сформулировать собственное мнение по указанной проблеме;

-       привести аргументы, подкрепляющие это мнение;

-       указать на возможные контраргументов противников этой точки зрения.-        

Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся (письменные работы, эссе, мини-эссе):

-       полнота и точность в обозначении проблемы, по которой пишется работа;

-       объективность изложения проблемы обеспечивается знакомством с источниками и литературой):

-       логика и последовательность изложения аргументации;

-       корректность в изложении чужого мнения, точность в оформлении сносок;

-       оригинальность и самостоятельность выводов.

Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации:

1. Задания для мини-эссе:

1.     Можно ли утверждать, что «авторитет» периода вождества в современном обществе не существует?

2.     Важно ли для российского общества зарубежное происхождение первой правящей династии?

3.     Сохранились ли в России черты «ордынской легитимности»?

4.     В чем причины того, что в России «владимирско-московский» тип легитимации власти возобладал над «новгородским»?

5.     Какой тип легитимации власти, используемый Иваном Грозным («земский» и «опричный») вам представляется более эфективным.

6.     Что значит образ царя для власти в России?

7.     Кто ближе народу в России: царь или император?

8.     Как легитимизировать результаты государственного переворота?

9.     Что угрожало легитимности Николая II?

10.  Обладала ли на ваш взгляд собственной легитимностью в российской империи Государственная дума?

11.  Может ли революционер обладать легитимностью в период борьбы с действующей властью?

12.  Можно тли считать государство диктатуры пролетариата легитимным?

13.  Нужны ли России лидеры – харизматики?

14.  Существует ли типологическое единство в легитимации власти Ивана IV и И. Сталина?

15.  Террор – это угроза или подпорка легитимности правителя?

16.  Потеря легитимности КПСС – это процесс объективный/субъективный (необъодимо предварительно выбрать вариант ответа).

 

2. Темы эссе:

-       Исторические формы легитимации власти и их актуальность современной России.

-       Кто из исторических лидеров России получил бы поддержку в современной России.

В. примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации:

  1. Цели, задачи и возможности изучения сферы легитимности в истории России.
  2. Факторы становления легитимности государственной власти в Древней Руси и ее специфика.
  3. Характеристика «договорной» модели легитимности в Древней Руси.
  4. Основные направления эволюции «договорной» модели легитимизации власти в Древней Руси в ЧШ – XIII веках.
  5. Потестарный образ князя в древней Руси.
  6. Легитимность вечевых решений в Древней Руси.
  7. Роль ордынского ига в легитимационных процессах в русских землях XIII – XV веков.
  8. «Феодальная война» начала XV века, как кризис легитимности.
  9. «Московская» модель легитимации государственной власти II пол. XV – нач. XVI вв.
  10. Роль церкви в легитимационных процессах конца XV – XVII веков.
  11. «Царская» легитимность XVI и XVII веков: общее и различное.
  12. Влияние политики опричнины на сферу легитимности.
  13. Потестарный образ царя в XVI и XVII веках.
  14. «Смута» нач. XVII века как кризис легитимности.
  15. «Императорская» модель легитимация государственной власти начала XVIII века, ее достоинства и издержки.
  16. Легитимация государственной власти Екатерины II^ направления, инструментарий, эффективность.
  17. Павел I и его роль в сфере легитимности государственной власти.
  18. Влияние фактора фаворитизма на сферу легитимности в XVIII – I пол. XIX веков.
  19. Легитимация государственной власти в России Николая первого: факторы, условия, задачи и способы их решения.
  20. Реформаторство, как способ легитимации властных действий.
  21. Монархические идеи XIX – нач. ХХ веков и их роль в эволюции сферы легитимности.
  22. Борьба монархического и демократического начал в сфере легитимации государственной власти в 1905 – 1916 гг.
  23. Революция 1917 г. как кризис легитимности.
  24. Основные черты советской модели легитимности государственной власти: теория и практика.
  25. Тоталитарная модель легитимности государственной власти в СССР 1930-х – нач. 1950-х гг.: задачи, инструментарий, эффективность.
  26. Причины и направления эволюции тоталитарной модели легитимности государственной власти в СССР в 1960-х – 1970- х гг.
  27. Факторы делигитимации тоталитарно-бюрократической модели легитимации государственной власти в СССР.
  28. Крушение советской модели легитимности государственной власти: причины и способ.
  29. Основные черты «президентской» модели легитимности 1990-х гг., ее достоинства и недостатки.
  30. Факторы и направление эволюции «президентской» модели легитимации государственной власти в начала 200-х гг.

XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Государственная служба субъектов Российской Федерации»:

а) основная литература:

№ п/п

Автор

Название книги/статьи

Отв. редактор

Место издания

Изда-тельство

Год издания

Название журнала (сборника)

Том, (выпуск) журнала/сборника

Номер журнала

1

 

Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России

Петрунин Ю.Ю.

М.

РОССПЭН

2008

 

 

 

2

Соловьев К.А.

Власть Московского государя во второй половине XV в.: официальная позиция.

 

 

 

2012

Вопросы истории

 

№ 8. С. 30-48

3

Соловьев К.А.

Властные отношения в Московском государстве второй половины XV века в оценке российских историков XVIII – начала ХХ веков

 

 

 

2010

Государственное управление. Электронный вестник

 

№ 23.

4

Соловьев К.А.

Культ Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси.

 

М.

Спутник+

2007

 

 

 

5

Соловьев К.А.

Дело власти: отечественные историки о властных отношениях в Древней и Средневековой Руси (IX – I пол. XV вв.).

 

М.

МАКС Пресс

2001

 

 

 

б) дополнительная литература

№ п/п

Автор

Название книги/статьи

Отв. редактор

Место издания

Издательство

Год издания

Название журнала (сборника)

Том, (выпуск) журнала/сборника

Номер журнала

1

Асонов Н.В.

Эволюция доктрин политической модернизации Московской Руси.

 

М.

Изд-во МГОУ

2007

 

 

 

2

Вебер Макс. 

Политические работы. 1895-1919

 

М.

Праксис

2003

 

 

 

3

Викул Т.Л.

Люди и князь в древнерусских летописях середины XI – XIII вв.

 

М.

Квадрига

2009

 

 

 

4

Истамгалин Р.С., Зарипов А. Я.

Модели российской государственности: идеалы и проблемы выбора

 

Уфа

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

2010

 

 

 

5

Колоницкий Б.И.

Символы власти и борьба за власть: К изучению полит. культуры Рос. революции 1917 г.

 

СПб

Дмитрий буланин

2001

 

 

 

6

Лакиер А.Б.

История титула государей России.

 

М.

РГБ

2007

 

 

 

7

Минникес И.В.

Выборы в истории Российского государства в IX - начале XIX века.

 

СПб

Юридический центр Пресс.

2010

 

 

 

8

Пашенцев Д.А.

Теоретические и исторические вопросы государственного управления

 

М.

ГОУ ВПО МГПУ

2011

 

 

 

9

Плотникова О.А.

Кристаллизация княжеской власти на этапах становления и развития древнерусского общества.

 

М.

МосГУ

2008

 

 

 

10

Попов Д.Ф.

Проблема российской абсолютной монархии (верховная власть) в русской исторической науке.

 

М.

М-Артика

1999

 

 

 

11

Савельева М.Ю.

Монархия как форма самоопределения личности: российский опыт становления феномена "сакральное".

 

Киев

Парапан

2007

 

 

 

12

Слизовский Д.Е., Шуленина Н. В.

Политическое лидерство в истории России (IX-XVI вв.).

 

М.

Издательство РУДН

2002

 

 

 

13

Соколова И.В.

Становление и развитие государственного управления в Киевской Руси и Московском государстве в IX-XVII вв

 

СПб.

Лема

2010

 

 

 

14

Степнов П.П.

Древняя Русь: государство и власть: проблемы морально-этического сознания.

 

М.

РАГС

2007

 

 

 

15

Толочко, П.П.

Власть в Древней Руси. Х-ХIII вв.

 

СПб.

Алетейя

2011

 

 

 

16

Хабермас Юрген.

Проблема легитимации позднего капитализма.

 

М.

Праксис

2010

 

 

 

17

Хлевнюк О.В.

Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры

 

М.

РОССПЭН

2010

 

 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

-       Вебер Макс. “Хозяйство и общество”, часть 1. “Экономика, общественное устройство и власть”, глава III. “Типы господства и их отношение к экономике” – https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000306/

-       Электронная библиотека исторического факультета МГУ: https://www.hist.msu.ru/ER/index.html

-       Карты по истории России: https://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html

-       Рукописные памятники Древней Руси: https://www.lrc-lib.ru/

-       Библиотека литературы Древней Руси: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

-       Электронная библиотека сайта «История государства»: https://statehistory.ru/history-lib/

-       «История ру». Сайт об истории России и всемирной истории: https://www.istorya.ru/

-       Материалы по русской истории (тексты историков XIX века): https://www.magister.msk.ru/library/history/

-       Коллекция ссылок на электронные ресурсы по истории России: https://www.history.ru/component/option,com_weblinks/catid,29/Itemid,90/

-       Коллекция видеофильмов по истории России: https://intellect-video.com/russian-history/

-       Коллекция исторических материалов общества «Мемориал»: https://www.memo.ru/d/1257.html

-       Коллекция документов советской эпохи: https://sovietsite.ru/content/

XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

-       Компьютер с выходом в интернет/компьютерный класс.

-       Оборудование для показа презентаций.

Автор: д.и.н., проф. Соловьев К.А.