На сайте представлена модульная программа спецкурса. Количество презентаций (16) рассчитано на максимальный объем курса. Для перехода к конкреной презентации выберите рубрику с номером лекции в левой колонке.
I. Название дисциплины:
Легитимация государственной власти в России с древнейших времен до современности.
II. Шифр дисциплины
III. Цели и задачи дисциплины
1. Цели дисциплины
Целями освоения дисциплины являются сформировать у студентов представления о характере взаимодействия власти и населения на разных этапах исторического развития России; исторических моделях легитимности государственной власти, формах и методах легитимации государственной власти, их эволюции; о возможностях, ресурсах и эффективности политики по усилению легитимности государственной власти.
2. Задачи дисциплины
В ходе изучения дисциплины решаются задачи по формированию и развитию управленческих компетенций, в результате чего обучаемый должен:
В результате освоения дисциплины «Легитимация государственной власти в истории России» обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- исторические модели и традиции легитимации государственной власти в России;
- специфику способов, форм и методов легитимации государственной власти;
- объективные и субъективные факторы, воздействующие ан развитие кризиса легитимности в стране на различных этапах ее развития;
- возможности и способы преодоления кризиса легитимности.
УМЕТЬ:
- выявлять условия и факторы, усиливающие и ослабляющие легитимность государственной власти в России;
- применять навыки анализа условий ослабляющих легитимность принимаемых государственных решений;
- применять методы и средства усиления позиций государственной власти в диалоге с обществом;
- работать в информационном поле государственного управления Российской Федерации.
ВЛАДЕТЬ:
- культурой и традициями, сформировавшимися в сфере отношений власти и населения в Российской Федерации;
- навыками критической оценки деятельности органов государственной власти в сфере взаимодействия с населением и легитимации принимаемых управленческих решений;
- знаниями и опытом для налаживания конструктивного взаимодействия органов государственной власти и населения субъектов Российской Федерации.
IV. Место дисциплины в структуре ООП
А. ММ – Государственное и муниципальное управление
- Учебный план 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»,
- Все магистерские программы направления
Б. М 2. Профессиональный цикл.
Вариативная часть, курс по выбору, 3-й семестр.
В. Перечень дисциплин, которые должны быть освоены для начала для начала освоения данной дисциплины:
- «Теория и механизмы современного государственного управления»;
- «Информационно-аналитические технологии в государственном и муниципальном управлении»,
- «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»,
- «История, философия и методология управления».
Г. Общая трудоемкость 2 зачетные единицы 72 часа.
Д. Форма промежуточной аттестации: зачет.
V. Формы проведения:
Лекции – 36 час.
Самостоятельная работа – 36 час.
Формы текущего контроля:
- интерактивная часть лекций (брифинг);
- письменные работы (эссе и мини-эссе).
VI. Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
||
|
|
|
|
лекции |
семинары |
Самостоят. работа |
|
1 |
Теоретико-методологические основы изучения проблематики легитимности государственной власти в истории России. |
3 |
1 |
2 |
|
2 |
Письменная работа |
2 |
Становление ранней модели легитимации государственной власти VIII –X вв. |
3 |
2 |
2 |
|
2 |
Мини-эссе |
3 |
Эволюция форм и способов легитимации в Древней и Средневековой Руси XI – I пол. XV в. |
3 |
3-4 |
4 |
|
4 |
Мини-эссе. |
4 |
Становление и эволюция «московской» модели легитимации государственной власти (II пол. XV – конец XVII вв.) |
3 |
5-7 |
6 |
|
6 |
Брифинг |
5 |
Легитимация государственной власти в Российской империи (XVIII – нач. ХХ в.). |
3 |
8-11 |
8 |
|
8 |
Брифиннг. |
6 |
Революционные процессы нач. XX как полномасштабный кризис легитимности государственной власти (1905 – 1921). |
3 |
12 |
2 |
|
4 |
Мини-эссе |
7 |
Легитимация государственной власти в советский период. |
3 |
13-14 |
4 |
|
6 |
Мини-эссе Брифинг.
|
8 |
Легитимация государственной власти в Российской Федерации (1991 – 2012). |
3 |
1 |
4 |
|
8 |
Эссе. Тест. |
Итого |
32 |
|
40 |
|
|||
Форма промежуточной аттестации |
Зачет (рейтинговая система) |
VII. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение
Тема 1. Теоретико-методологические основы изучения проблематики легитимности государственной власти в истории России.
Лекция. 1. Теоретико-методологический инструментарий изучения проблем легитимности в историческом процессе.
Понятия: «потестарность», «легитимности», «легитимация» и «делигитимация». М.Вебер и типы легитимности. Легитимности «вертикальная» и «горизонтальная». Трактовки понятия «легитимность» в различных отраслях гуманитарного знания. Ю.Хабермас и понятие «кризисы легитимности». Легитимность государственной власти как предмет исторического исследования. Признаки легитимной власти. Способы легитимации власти. Властное действие в истории. «Потестарный образ» власти. Модели и парадигмы в эволюции легитимности государственной власти.
Задание для самостоятельной работы по Разделу 1: Сравните понимание роли легитимности власти в истории человечества в рекомендованных работах М. Вебера и Ю. Хабермаса.
Тип работы: письменная работа.
Раздел 2. Легитимация государственной власти в Древней Руси и средневековой России IX – XVII вв.
Тема 2. Становление ранней модели легитимации государственной власти VIII –X вв.
Лекция 2. От «потестарности вождества к легитимности власти великого князя в Древней Руси.
«Авторитет» в славянском вождестве VI – XIII веков. Условия становления великокняжеской легитимности. Специфика российских процессов становления легитимности государственной власти. Договорная легитимность и ее источники. Участники договорных отношений: вече и князь. Формы легитимации государственной власти: приглашение, завоевание, согласие. Признаки легитимности княжеской власти. Первые кризисы легитимности и их преодоление.
Тема 3. Эволюция форм и способов легитимации в Древней и Средневековой Руси XI – I пол. XV в.
Лекция 3. Легитимация княжеской власти в XI – нач. XIII вв.
Роль церкви и церковных культов в легитимации власти в Древней Руси. Киевская, Владимирская и Новгородская модели эволюции легитимности великокняжеской власти. соправительство в системе государственной власти Древней Руси. Потестарный образ князя в литературе и искусстве Древней Руси.
Лекция 4. Ордынское нашествие и его влияние на властные отношения в русских землях.
Нашествие Батыя и его последствия для сферы легитимности государственной власти на Руси. Ордынская и «отордынская» легитимность власти. Отношение населения к власти Орды. Попытки преодоления отордынской легитимности в XIII и XIV веках. Московские князья и власть орды: борьба за «царскую легитимность». Место церкви и боярства в поисках великокняжеской легитимности. «Феодальная война» начала XV века, как кризис легитимности.
Тема 4. Становление и эволюция «московской» модели легитимации государственной власти (II пол. XV – конец XVII вв.).
Лекция 5. Становление Московского государства и легитимация власти великого князя Всея Руси.
Внешние и внутренние факторы формирования «московской» модели легитимности государственной власти. Влияние «византийской» и «ордынской» легитимности на властные отношения в Московском государстве второй половины XV века. Принятие решений великим князем Всея Руси и их легитимация. Соправление системе государственной власти Московской Руси. Потестарный образ власти. Первые политические теории. Концепция «Москва – Третий Рим» им ее значение становление «московской» модели легитимности власти.
Лекция 6. Россия Ивана IV: прогрессивная и архаичная модели легитимации власти.
Условия и факторы начала процесса усиления легитимности государственной власти и формирования «московской царской» модели. Венчание на царство и потестарный образ Ивана IV. Политика Избранной Рады и формы легитимации государственных решений. Опричнина, как способ смены легитимности царской власти. Архаизация модели легитимации государственной власти и вступлении России в полномасштабный кризис легитимности.
Лекция 7. Становление и эволюция «царской» легитимности в системе сословно-представительной монархии.
Роль и значение сословий и их представителей во властных отношениях России XVII века. Смута начала XVII века, как кризис легитимности. Варианты выхода из кризиса. Сословное начало в легитимации царской власти. Потестарный образ царя. Роль церкви в процессах усиления царской легитимности. Принятие решений и их легитимация. Политическая мысль России II пол. XVII века о власти царя. Бунты II половины XVII века и кризис сословной модели легитимации царской власти.
Задания для самостоятельной работы по Разделу 2.
Задание 1. Ознакомившись в содержание презентаций по лекциям 2 – 7, подготовьте вопросы для брифинга.
Задание 2. Подготовьте мини-эссе по одной из предлагаемых тем:
1. Можно ли утверждать, что «авторитет» периода вождества в современном обществе не существует?
2. Важно ли для российского общества зарубежное происхождение первой правящей династии?
3. Сохранились ли в России черты «ордынской легитиности»?
4. В чем причины того, что в России «владимирско-московский» тип легитимации власти возобладал над «новгородским»?
5. Какой тип легитимации власти, используемый Иваном Грозным («земский» и «опричный») вам представляется более эфективным.
6. Что значит образ царя для власти в России?
Раздел 3. Легитимация государственной власти в российской империи: от формирования до распада (к. XVII – нач. ХХ в.).
Тема 5. Легитимация государственной власти в Российской империи (XVIII – нач. ХХ в.)
Лекция 8. Становление «императорской модели» легитимации государственной власти.
Факторы и условия перехода с «царской» на «императорскую» модель легитимации власти. Отторжение византийских властных начал и внедрение легитимационных приемов императорского Рима. Потестарный образ Петра I. Политические теории первой четверти XVIII века о власти императора. Резкое снижение церковного фактора в легитимационных процессах. Роль гвардии в становлении «императорской» модели. Кризис петровской «императорской» модели во второй четверти XVIII века.
Лекция 9. Конвергенция «императорской» модели легитимации государственной власти и модели «просвещенного абсолютизма» во второй половине XVIII века.
Вопрос о легитимности Екатерины II и варианты его решения. Наследник престола. Уложенная комиссия. Формирование нового потестарного образа власти и роль в этом российского дворянства. Влияние идей «Просвещения» на образ власти в России. Екатерина II и просветители. Фаворитизм и легитимность. Проблема наследования государственной власти. Павел I и его легитимационные решения. Законодательное закрепление процедур наследования престола.
Лекция 10. Становление легитимационной модели «полицейского государства».
Дворцовые перевороты XVIII века как отживающая легитимационная практика «Императорский дом» и его значение для логичности власти в России. Влияние факторов Отечественной войны и «аракчеевщины» на легитимность правления Александра I. Легитимационная проблематика в осмыслении декабристов. Кризис легитимации 1825 года и его преодоление. Революционный фактор и его воздействие на потестарный образ власти в царствование Николая I. Становление теории «Самодержавия, Православия, Народности» и ее воздействие на сферу легитимности государственной власти.
Лекция 11. Легитимность государственной власти во второй пол. XIX и нач. ХХ вв.
Причины и последствия сужения легитимационного пространства полицейского государства Николая I и предлагаемые варианты восстановления легитимности государственной власти в середине XIX века. Реформаторство и проблемы легитимности. Потестарный образ Александра II. Терроризм, как делегитимационный фактор. Политика контрреформации Александра II и смена легитимационной парадигмы. Потестарный образ Александра II и попытки вжиться в него Николая II.
Тема 6. Революционные процессы нач. XX как полномасштабный кризис легитимности государственной власти (1905 – 1917).
Лекция 12. Борьба моделей легитимности в революционном процессе начала ХХ века.
Причины вступления России в кризис легитимности начала ХХ в. Действия по укреплению самодержавной власти и их провал. «Основные законы Российской империи» и смена парадигмы легитимности государственной власти. Легитимность Государственной Думы. Борьбы самодержавной и демократической парадигм во власти. Зарождение «советского» типа легитимации управленческих решений. 300-летие династии Романовых, как легитимационная кампания. Первая мировая война и делегитимационные процессы в российской империи. Легитимность Временного правительства. Двоевластие: борьба демократической и советской парадигм легитимации власти. Переворот октября 1917 г. и разгон Учредительного собрания большевиками, как «захват легитимности».
Задания для самостоятельной работы по Разделу 3.
Задание 1. Ознакомившись в содержание презентаций по лекциям 8 – 12, подготовьте вопросы для брифинга.
Задание 2. Подготовьте мини-эссе по одной из предлагаемых тем:
1. Кто ближе народу в России: царь или император?
2. Как легитимизировать результаты государственного переворота?
3. Что угрожало легитимности Николая II?
4. Обладала ли на ваш взгляд собственной легитимностью в российской империи Государственная дума?
5. Может ли революционер обладать легитимностью в период борьбы с действующей властью?
Раздел 4. «Советский» тип легитимации власти (1917 – 1991 гг.).
Тема 7. Легитимация государственной власти в советский период.
Лекция 13. Тоталитарная модель легитимации государственной власти и ее эволюция от 1917 к 1956 г.
Концепция «диктатуры пролетариата» и ее значение для легитимационных процессов в СССР. Принцип «демократического централизма» и становление потестарного образа ВКПб. «Вождизм» в партии и государстве 1920-х гг. Вожди-харизматики: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин. Становление «матрешечной» модели легитимации власти в СССР. Потестарный образ И.В. Сталина как система мифов. Инструменты легитимации: пропаганда, искусство, квазирелигозные традиции. Государственный террор 1930-х и нач. 1950-х гг. и его влияние на сферу легитимности. Международная легитимация власти.
Лекция 14. Кризис тоталитарной модели легитимации власти в СССР (сер 1950-х – сер. 1080-х гг.).
Переход от концепции «диктатуры пролетариата» к концепции «общенародного государства», как смена парадигмы легитимности. Введение КПСС в сферу легальности. Переход к модели «коллективного руководства» в партии и государстве. Последний харизматик советской эпохи – Н.С. Хрущев. Потестарный образ политбюро ЦК КПСС. Тенденция к застою во власти и геронтократии. Бюрократизация сферы легитимации власти. Факторы делигитимации власти КПСС: разрывы в политике изоляционизма; диссидентское движение; карнавализация народных представлений о власти, молодежный андеграунд.
Задания для самостоятельной работы по Разделу 4.
Задание 1. Ознакомившись в содержание презентаций по лекциям 8 – 12, подготовьте вопросы для брифинга.
Задание 2. Подготовьте мини-эссе по одной из предлагаемых тем:
1. Можно тли считать государство диктатуры пролетариата легитимным?
2. Нужны ли России лидеры – харизматики?
3. Существует ли типологическое единство в легитимации власти Ивана IV и И. Сталина?
4. Террор – это угроза или подпорка легитимности правителя?
5. Потеря легитимности КПСС – это процесс объективный/субъективный (необъодимо предварительно выбрать вариант ответа).
Раздел 5 Легитимация государственной власти в постсоветской России.
Тема 8. Легитимация государственной власти в Российской Федерации (1991 – 2012).
Лекция 15. Кризис легитимности конца 1980-х гг. и становление легитимности государственной власти в постсоветской России.
Попытки преодоления делгитимационных процессов в период «ускорения» и «перестройки». Новые харизматики: М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Вызревание «демократической» модели и противостояние модели «тоталитарно-бюрократической». Кризис легитимности 1991 г. Становление легитмационной модели Российской Федерации через преодоление кризиса 1993 г. Черты «президентской» модели легитимности государственной власти в 1990-х гг.
Лекция 16. Легитимация государственной власти в начале XXI века.
Эволюция «президентской» модели легитимности: факторы, условия, направление. «Президент-наследник» В.В. Путин и его потестарный образ. Критика 1990-х гг. и отказ от модели «президента-наследника». Мифология В.В. Путина и инструменты ее продвижения. Формирование идеи «лидера нации». Роль церкви в легитимационных процессах. «Президент-помощник» Д.А. Медведев и его потестарный образ. Легитимационные издержки политических решений 2004 – 2010 гг. Избирательный процесс 2011 – 2112 гг. и первые признаки кризиса легитимности. Легитимационное наступление В.В. Путина лета 2012 г.
Задание для самостоятельной работы по Разделу 5.
Подготовьте эссе на одну из предлагаемых тему:
- Исторические формы легитимации власти и их актуальность современной России.
- Кто из исторических лидеров России получил бы поддержку в современной России.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Легитимация государственной власти в истории России».
Изучение «Легитимация государственной власти в истории России» должно способствовать формированию у студентов и выпускников факультета государственного управления общекультурных, коммуникативных, аналитических и организационно-управленческих компетенций:
- умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ГМУ-ОНК-1);
- способность выделять главные тенденции развития управленческой науки и практики (ГМУ-ОНК-2);
- владение теорией управления и методами (технологиями) исследования практики управления (ГМУ-ИК-2);
- уметь пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации (ГМУ-ИК-4);
- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (ГМУ-СК-1);
- умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания (ГМУ-СК-2);
- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ГМУ-СК-3);
- способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ГМУ-СК-4);
- обладать организационными способностями, уметь находить и принимать организационные управленческие решения (ГМУ-ПК-3);
- обладать умениями и готовностью формировать команды для решения поставленных задач (ГМУ-ПК-5);
- разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ГМУ-ПК-7);
- разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ГМУ-ПК-12);
- уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ГМУ-ПК-14);
- уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ГМУ-ПК-16);
- владеть методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ГМУ-ПК-22).
IX Используемые образовательные технологии:
Интерактивные лекции, с использованием презентаций и учебного взаимодействия «вопрос-ответ» устной форме (три брифинга в течение семестра) и письменной (интернет-взаимодействие).
Самостоятельная работа обучающихся в формах:
- письменная работа (одна);
- подготовка вопросов по материалам лекций;
- мини-эссе (две работы);
- эссе (одно);
- подготовка к тесту и устному собеседованию для промежуточной аттестации.
Рейтинговая система контроля учебной деятельности обучающихся:
|
Вид деятельности/форма проверки |
Зачетные баллы |
Максимальное количество баллов в течение семестра |
1 |
Посещение лекций |
1 бал за одно посещение |
16 |
2 |
Подготовка вопросов для брифинга. Три брифинга в семестр. |
1-2 балла за участие в брифинге |
6 |
3 |
Письменная работа (1) |
1-5 баллов |
5 |
4 |
Мини-эссе (два в течение семестра). |
1-7 баллов |
14 |
5 |
Эссе (одно в течение семестра) |
1-20 |
20 |
6 |
Тест (15 заданий). |
1 бал за 1 правильный ответ |
15 |
7 |
Устное собеседование (2 вопроса). |
Оценка «удовлетворительно» - по 3 балла за каждый вопрос. |
24 |
Оценка «хорошо» - по 8 баллов за каждый вопрос. |
|||
Оценка «отлично» - по 12 баллов за каждый вопрос. |
|||
|
Общая сумма |
100 |
Доля различных видов деятельности в выставлении итоговой оценки
- Аудиторная работа (с учетом промежуточного испытания) – 16%.
- Самостоятельная работа – 60%.
- Итоговое испытание – 24%.
Отметка «зачет» выставляется при количестве набранных баллов: ≥ 60 баллов.
X. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.
1. Письменная работа.
Цели работы:
- закрепить знание основных теоретических положений, понятий и терминов, посредством знакомства с содержанием источников;
- развить навыки работы с научной литературы.
Письменная работа выполняется в электронной форме. Объем – до 4 тыс. знаков (с пробелами). Срок выполнения – 7 дней. Обязательные элементы оформления: ФИО автора, название, список использованной литературы.
2. Эссе.
Цели работы:
- расширить познания обучающегося в проблематики дисциплины;
- способствовать выработке умений самостоятельного осмысления проблем легитимации государственной власти;
- формировать навыки изложения собственной научной и общественной позиции в письменном тексте.
Подготовка и содержание эссе. Эссе готовиться на основе знакомства с учебной и дополнительной литературой, источниками по истории легитимации государственной власти России, включая интернет-ресурсы;
В ходе работы над эссе необходимо:
- выявить и обозначить ту проблему в истории легитимации государственной власти России, которая не имеет однозначного решения и/или при обсуждении которой не сформировался общественный консенсус;
- уяснить и уметь кратко обозначить наиболее важные точки зрения, сложившиеся в ходе обсуждения данной проблемы в исторической литературе, и в средствах массовой информации;
- сформировать собственную точку зрения (которая может совпадать с одной из уже сложившихся, но на основе собственных аргументов);
- уметь аргументировать занятую позицию в обсуждении заявленной проблематики;
- находить и обосновывать контраргументы, при обсуждении мнений, не совпадающих с мнением автора;
- делать выводы, суммирующих, в краткой форме, мнение автора по избранной проблематике.
Объем и оформление эссе. Эссе пишется в произвольной форме. Ориентировочный объем эссе – 0,5 печатного листа (20 тыс. знаков с пробелами). Изложение индивидуальной позиции автора не исключает ссылку на источники фактических знаний и корректное изложение позиций оппонентов, с отсылкой к их трудам. При цитировании и пересказе позиции авторов, чье мнение излагается, сноски обязательны. Время подготовки эссе – 4 недели.
3. Мини-эссе.
Цели работы:
- закрепить знания, полученные в ходе изучения предмета;
- развить навыки анализа научной литературы;
- продолжить формирование навыков, необходимых при работе над текстами, разработке аргументации, изложении собственной позиции.
Подготовка и содержание мини-эссе. Работа пишется в произвольной форме, в электронном виде. Максимальный объем – 2 тыс. знаков с пробелами. При подготовке мини-эссе необходимо:
- точно обозначить суть проблемы, указанной в названии;
- сформулировать собственное мнение по указанной проблеме;
- привести аргументы, подкрепляющие это мнение;
- указать на возможные контраргументов противников этой точки зрения.-
Критерии оценки самостоятельной работы обучающихся (письменные работы, эссе, мини-эссе):
- полнота и точность в обозначении проблемы, по которой пишется работа;
- объективность изложения проблемы обеспечивается знакомством с источниками и литературой):
- логика и последовательность изложения аргументации;
- корректность в изложении чужого мнения, точность в оформлении сносок;
- оригинальность и самостоятельность выводов.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации:
1. Задания для мини-эссе:
1. Можно ли утверждать, что «авторитет» периода вождества в современном обществе не существует?
2. Важно ли для российского общества зарубежное происхождение первой правящей династии?
3. Сохранились ли в России черты «ордынской легитимности»?
4. В чем причины того, что в России «владимирско-московский» тип легитимации власти возобладал над «новгородским»?
5. Какой тип легитимации власти, используемый Иваном Грозным («земский» и «опричный») вам представляется более эфективным.
6. Что значит образ царя для власти в России?
7. Кто ближе народу в России: царь или император?
8. Как легитимизировать результаты государственного переворота?
9. Что угрожало легитимности Николая II?
10. Обладала ли на ваш взгляд собственной легитимностью в российской империи Государственная дума?
11. Может ли революционер обладать легитимностью в период борьбы с действующей властью?
12. Можно тли считать государство диктатуры пролетариата легитимным?
13. Нужны ли России лидеры – харизматики?
14. Существует ли типологическое единство в легитимации власти Ивана IV и И. Сталина?
15. Террор – это угроза или подпорка легитимности правителя?
16. Потеря легитимности КПСС – это процесс объективный/субъективный (необъодимо предварительно выбрать вариант ответа).
2. Темы эссе:
- Исторические формы легитимации власти и их актуальность современной России.
- Кто из исторических лидеров России получил бы поддержку в современной России.
В. примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации:
- Цели, задачи и возможности изучения сферы легитимности в истории России.
- Факторы становления легитимности государственной власти в Древней Руси и ее специфика.
- Характеристика «договорной» модели легитимности в Древней Руси.
- Основные направления эволюции «договорной» модели легитимизации власти в Древней Руси в ЧШ – XIII веках.
- Потестарный образ князя в древней Руси.
- Легитимность вечевых решений в Древней Руси.
- Роль ордынского ига в легитимационных процессах в русских землях XIII – XV веков.
- «Феодальная война» начала XV века, как кризис легитимности.
- «Московская» модель легитимации государственной власти II пол. XV – нач. XVI вв.
- Роль церкви в легитимационных процессах конца XV – XVII веков.
- «Царская» легитимность XVI и XVII веков: общее и различное.
- Влияние политики опричнины на сферу легитимности.
- Потестарный образ царя в XVI и XVII веках.
- «Смута» нач. XVII века как кризис легитимности.
- «Императорская» модель легитимация государственной власти начала XVIII века, ее достоинства и издержки.
- Легитимация государственной власти Екатерины II^ направления, инструментарий, эффективность.
- Павел I и его роль в сфере легитимности государственной власти.
- Влияние фактора фаворитизма на сферу легитимности в XVIII – I пол. XIX веков.
- Легитимация государственной власти в России Николая первого: факторы, условия, задачи и способы их решения.
- Реформаторство, как способ легитимации властных действий.
- Монархические идеи XIX – нач. ХХ веков и их роль в эволюции сферы легитимности.
- Борьба монархического и демократического начал в сфере легитимации государственной власти в 1905 – 1916 гг.
- Революция 1917 г. как кризис легитимности.
- Основные черты советской модели легитимности государственной власти: теория и практика.
- Тоталитарная модель легитимности государственной власти в СССР 1930-х – нач. 1950-х гг.: задачи, инструментарий, эффективность.
- Причины и направления эволюции тоталитарной модели легитимности государственной власти в СССР в 1960-х – 1970- х гг.
- Факторы делигитимации тоталитарно-бюрократической модели легитимации государственной власти в СССР.
- Крушение советской модели легитимности государственной власти: причины и способ.
- Основные черты «президентской» модели легитимности 1990-х гг., ее достоинства и недостатки.
- Факторы и направление эволюции «президентской» модели легитимации государственной власти в начала 200-х гг.
XI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Государственная служба субъектов Российской Федерации»:
а) основная литература:
№ п/п |
Автор |
Название книги/статьи |
Отв. редактор |
Место издания |
Изда-тельство |
Год издания |
Название журнала (сборника) |
Том, (выпуск) журнала/сборника |
Номер журнала |
1 |
|
Классики теории государственного управления: управленческие идеи в России |
Петрунин Ю.Ю. |
М. |
РОССПЭН |
2008 |
|
|
|
2 |
Соловьев К.А. |
Власть Московского государя во второй половине XV в.: официальная позиция. |
|
|
|
2012 |
Вопросы истории |
|
№ 8. С. 30-48 |
3 |
Соловьев К.А. |
Властные отношения в Московском государстве второй половины XV века в оценке российских историков XVIII – начала ХХ веков |
|
|
|
2010 |
Государственное управление. Электронный вестник |
|
№ 23. |
4 |
Соловьев К.А. |
Культ Бориса и Глеба во властных отношениях Древней Руси. |
|
М. |
Спутник+ |
2007 |
|
|
|
5 |
Соловьев К.А. |
Дело власти: отечественные историки о властных отношениях в Древней и Средневековой Руси (IX – I пол. XV вв.). |
|
М. |
МАКС Пресс |
2001 |
|
|
|
б) дополнительная литература
№ п/п |
Автор |
Название книги/статьи |
Отв. редактор |
Место издания |
Издательство |
Год издания |
Название журнала (сборника) |
Том, (выпуск) журнала/сборника |
Номер журнала |
1 |
Асонов Н.В. |
Эволюция доктрин политической модернизации Московской Руси. |
|
М. |
Изд-во МГОУ |
2007 |
|
|
|
2 |
Вебер Макс. |
Политические работы. 1895-1919 |
|
М. |
Праксис |
2003 |
|
|
|
3 |
Викул Т.Л. |
Люди и князь в древнерусских летописях середины XI – XIII вв. |
|
М. |
Квадрига |
2009 |
|
|
|
4 |
Истамгалин Р.С., Зарипов А. Я. |
Модели российской государственности: идеалы и проблемы выбора |
|
Уфа |
Уфимская государственная академия экономики и сервиса |
2010 |
|
|
|
5 |
Колоницкий Б.И. |
Символы власти и борьба за власть: К изучению полит. культуры Рос. революции 1917 г. |
|
СПб |
Дмитрий буланин |
2001 |
|
|
|
6 |
Лакиер А.Б. |
История титула государей России. |
|
М. |
РГБ |
2007 |
|
|
|
7 |
Минникес И.В. |
Выборы в истории Российского государства в IX - начале XIX века. |
|
СПб |
Юридический центр Пресс. |
2010 |
|
|
|
8 |
Пашенцев Д.А. |
Теоретические и исторические вопросы государственного управления |
|
М. |
ГОУ ВПО МГПУ |
2011 |
|
|
|
9 |
Плотникова О.А. |
Кристаллизация княжеской власти на этапах становления и развития древнерусского общества. |
|
М. |
МосГУ |
2008 |
|
|
|
10 |
Попов Д.Ф. |
Проблема российской абсолютной монархии (верховная власть) в русской исторической науке. |
|
М. |
М-Артика |
1999 |
|
|
|
11 |
Савельева М.Ю. |
Монархия как форма самоопределения личности: российский опыт становления феномена "сакральное". |
|
Киев |
Парапан |
2007 |
|
|
|
12 |
Слизовский Д.Е., Шуленина Н. В. |
Политическое лидерство в истории России (IX-XVI вв.). |
|
М. |
Издательство РУДН |
2002 |
|
|
|
13 |
Соколова И.В. |
Становление и развитие государственного управления в Киевской Руси и Московском государстве в IX-XVII вв |
|
СПб. |
Лема |
2010 |
|
|
|
14 |
Степнов П.П. |
Древняя Русь: государство и власть: проблемы морально-этического сознания. |
|
М. |
РАГС |
2007 |
|
|
|
15 |
Толочко, П.П. |
Власть в Древней Руси. Х-ХIII вв. |
|
СПб. |
Алетейя |
2011 |
|
|
|
16 |
Хабермас Юрген. |
Проблема легитимации позднего капитализма. |
|
М. |
Праксис |
2010 |
|
|
|
17 |
Хлевнюк О.В. |
Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры |
|
М. |
РОССПЭН |
2010 |
|
|
|
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- Вебер Макс. “Хозяйство и общество”, часть 1. “Экономика, общественное устройство и власть”, глава III. “Типы господства и их отношение к экономике” – https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000306/
- Электронная библиотека исторического факультета МГУ: https://www.hist.msu.ru/ER/index.html
- Карты по истории России: https://www.hrono.ru/proekty/ostu/russia.html
- Рукописные памятники Древней Руси: https://www.lrc-lib.ru/
- Библиотека литературы Древней Руси: https://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070
- Электронная библиотека сайта «История государства»: https://statehistory.ru/history-lib/
- «История ру». Сайт об истории России и всемирной истории: https://www.istorya.ru/
- Материалы по русской истории (тексты историков XIX века): https://www.magister.msk.ru/library/history/
- Коллекция ссылок на электронные ресурсы по истории России: https://www.history.ru/component/option,com_weblinks/catid,29/Itemid,90/
- Коллекция видеофильмов по истории России: https://intellect-video.com/russian-history/
- Коллекция исторических материалов общества «Мемориал»: https://www.memo.ru/d/1257.html
- Коллекция документов советской эпохи: https://sovietsite.ru/content/
XII. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
- Компьютер с выходом в интернет/компьютерный класс.
- Оборудование для показа презентаций.
Автор: д.и.н., проф. Соловьев К.А.